О повышении ставки утилизационного сбора на автотранспортные средства


Минпромторг предлагает повысить ставку утилизационного сбора на автотранспортные средства. В результате этих предложений ставки могут вырасти в среднем на 80 %, а для легковых автомобилей – на 110 %. И если предложения Минпромторга будут одобрены Правительством, соответствующие поправки, скорее всего, будут подготовлены до декабря текущего года. В этом случае повышенный тариф по утилизационному сбору будет действовать с 1 января 2020 года.


Свои предложения Минпромторг мотивировал тем, что 10 сентября 2019 года Россия в рамках принятых на себя обязательств перед Всемирной торговой организацией снизила ввозные таможенные пошлины на легковые автомобили с 17 до 15 %. По мнению чиновников ведомства, индексация тарифов по утилизационному сбору позволит сохранить барьеры для импорта автомобилей на уровне 30 % от их стоимости, то есть на уровне исходной ставки пошлин.


При этом необходимо отметить, что индексация тарифов будет неравномерной. Так, например, для автотранспортных средств, объем двигателя которых не превышает 1 литр рост составит порядка 45 %. А для автотранспортных с мощностью двигателя свыше 3,5 литров ставки могут вырасти на 145 %.


Следует отметить, что величина утилизационного сбора включается в стоимость всех автомобилей, на долю которого приходится несколько десятков тысяч рублей. Дальнейший рост тарифов может спровоцировать рост цен на локализованные автомобили, так как действующим законодательством не предусмотрен компенсационный механизм сбора. Ставку утилизационного сбора повышали дважды: в 2016 и 2018 годах, что каждый раз провоцировало рост цен на автомобили. Однако, как нам кажется, на фоне снижения реальных доходов населения ряд автоконцернов не пойдет на резкое повышение цен, так как это может отпугнуть покупателей. В подобной ситуации, скорее всего, рост будет незначительным и может составить порядка 2 % от стоимости автомобиля.

 

Напомним, что утилизационный сбор впервые в нашей стране был введен в 2012 году. В начале этот сбор платили только импортеры, а с 2014 года сбор распространили на всех автопроизводителей. Смягчить фискальную нагрузку на производителей отечественных автомобилей, в том числе и локализованных в нашей стране, было решено путем предоставления промышленных субсидий.