Экспертное обсуждение проблем «налоговой выгоды» и «добросовестности налогоплательщика».

 

Экспертное обсуждение проблем «налоговой выгоды» и «добросовестности налогоплательщика».

Состоявшееся 10 февраля заседание Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по бюджету и налогам было посвящено обсуждению проекта Федерального закона №529775-6 «О внесении изменений в статью 54 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».


Принятый в первом чтении в мае 2015 года, данный законопроект по просьбе экспертного сообщества не пошел в дальнейшее рассмотрение Думой в целях детальной проработки содержащихся в нем норм.


Напомним, что законопроект был разработан в целях защиты прав налогоплательщика и законодательного урегулирования ряда проблемных вопросов возникающих в связи интенсивным применением налоговыми органами в контрольной работе таких понятий как «экономическая необоснованность», «отсутствие должной осмотрительности», «необоснованная налоговая выгода» и т.п.
Являясь фактически оценочными категориями, данные понятия тем не менее зачастую используются налоговые органы как инструмент налоговых доначислений.


Однако существует и проблема злоупотребления правом недобросовестных налогоплательщиков, использующий формальную правомерность в мнимых сделках, направленных исключительно на получение необоснованной налоговой выгоды.


Выступая перед участниками Экспертного совета, Председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Андрей Михайлович Макаров подчеркнул, что достаточно длительное время работы по законопроекту обусловлено в первую очередь стремлением найти максимально сбалансированное решение по данному вопросу. В тоже время он обратил внимание по поручение Президента России о необходимости проработки всех ключевых вопросов по донастройке налоговой системы в течение 2018 года и призвал экспертов, совместно с представителями органами власти выработать итоговый вариант сбалансированного законопроекта в весеннюю сессию текущего года.


В ходе дискуссии, большинство выступающих экспертов отметили, что с момента принятия законопроекта в первом чтении значительно изменилась практика контрольной работы налоговых органов в силу внедрения системы АСК-НДС2 и призвали учесть данный факт при доработке законопроекта ко второму чтению.


Были высказаны предложения по законодательному закреплению и конкретизации действий налогоплательщиков по «проявлению должной осмотрительности». В частности, были подняты такие проблемные вопросы как невозможность в полной мере оценить налоговую добросовестность даже первого контрагента, не говоря уж о субконтрагентах.


Большое внимание было уделено обсуждению налоговой выгоде. Так, если по цепочке контрагентов, одного из них есть основания считать недобросовестным налогоплательщикам, то в какой мере следует оценивать налоговую выгоду? На сегодняшний день налоговые органы отказываю конечному приобретателю товаров «работ, услуг) в полном объеме вычетов, однако исходя из экономической справедливости целесообразно все таки рассматривать налоговую дельту «потерявшуюся именно на этом звене.


Присутствовавшие на заседании Экспертного совета представители Ассоциации налоговых консультантов отметили высокий уровень конструктивности диалога участников и что важно заинтересованность представителей налоговых органов в выработке сбалансированных решений.

налоговой выгоды
налоговой выгоды
Previous Next Play Pause
1 2


С материалами заседания Экспертного совета, в том числе со стенограммой можно будет ознакомится на сайте Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам: http://komitet-bn.km.duma.gov.ru.


Учитывая значимость обсуждаемого законопроекта, Ассоциация налоговых консультантов приглашает к дискуссии всех заинтересованных лиц.
Свои комментарии и предложения Ассоциация налоговых консультантов просит присылать на электронную почту: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

{uniform form=1/}