Минфин России ужесточает требования предоставления налоговых льгот и преференций для предприятий


Минфин России ужесточает правила предоставления налоговых льгот и преференций для предприятий. Соответствующее поручение дано правительству президентом России по итогам совещания по экономическим вопросам, состоявшееся 12 февраля 2020 года (опубликован на сайте Кремля 05.03.2020 г.). Предполагается, что с 1 января 2021 года налоговые льготы и преференции должны предоставляться только в обмен на инвестиции. К налоговым льготам инвестиционного характера можно отнести инвестиционный налоговый вычет (ИНВ), амортизационную премию, ускоренную амортизацию, а также налоговые льготы преференциальных режимов – например, специальные инвестиционные контракты (СПИК), которыми чаще пользуются компании перерабатывающих отраслей. Для этой цели в срок до 1 июля 2020 года потребуется проведение инвентаризации всех налоговых льгот и преференций на предмет выявления их инвестиционного потенциала. При этом также предполагается, что выявленные по результатам инвентаризации неэффективные налоговые льготы могут быть отмены. В Минфине отметили, что в период с 2015 по 2019 годы правительством РФ было предоставлено порядка 100 налоговых льгот, из-за которых бюджет недополучил свыше 1 трлн рублей только в 2019 году. В документе «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики до 2022 года» отмечается, что в целом НК РФ насчитывает свыше 3,5 тысяч налоговых льгот и преференций как на федеральном, так и на региональном уровнях, общий объем которого оценивается в 4,5 трлн рублей.


Также в поручении президента отмечается необходимость предоставления налоговых льгот компаниям только при наличии заключенного специального соглашения, по условиям которого налогоплательщик – получатель льгот должен взять на себя обязательство, предусматривающее осуществление инвестиций на территории РФ в объеме, установленного соглашением. При невыполнении условий соглашения об инвестициях, недоплаченные налоги и сборы в связи с предоставлением налоговых льгот и преференций подлежат восстановлению и уплате в бюджет. Особые условия предоставления льгот и преференций не будет распространено на предприятия, являющиеся резидентами территорий опережающего развития, а также предприятий, осуществляющих свою деятельность в зоне свободного порта Владивосток.
В обоснование нововведений Минфин России приводит негативную статистику предоставления налоговых льгот по НДПИ нефтедобывающим компаниям. Так, в частности, в 2018 году объем налоговых льгот по НДПИ вырос в двое: до 1,1 трлн рублей с 0,6 трлн рублей годом ранее. При этом инвестиции топ-5 нефтяных компаний за этот же период не изменились и остались на уровне 2 трлн рублей. В ведомстве также отметили рост доли добычи нефти, подпадающей по льготное налогообложение: с 27 % в 2013 году до 57 % в 2019 году. При этом столь существенный рост льгот для нефтедобычи не привело к сопоставимому росту инвестиций в этой сфере деятельности.