Расходы на НИОКР и уменьшение налогооблагаемой базы.


Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 18 мая 2019 года № 609 расширило перечень научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы по которым включают в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль для предприятий сельскохозяйственного машиностроения. При этом расходы на подобные работы уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль в размере фактически понесенных и документально обоснованных затрат с применением повышающего коэффициента 1,5. Теперь разработка методов и средств автоматизированного управления сложными объектами и технологическими процессами в сельском хозяйстве отнесена к научным исследованиям и опытно-конструкторским разработкам (НИОКР).


Напоминаем, что ранее постановление Правительства РФ от 24.12.2008 года № 988 был утвержден перечень НИОКР по наиболее перспективным направлениям развития современных технологий, расходы по которым включаются в состав прочих расходов с коэффициентом 1,5.


Предоставление предприятиям подобной льготы направлено на стимулирование развития производства отечественной сельскохозяйственной техники. Принятое решение в условиях неопределенности и сохраняющейся санкционной риторика запада должно способствовать созданию стимулов для инновационной деятельности. Данная льгота позволит компаниям увеличить льготу по налогу на прибыль, так как по новым правилам расширяются возможности для учета расходов на НИОКР.


Однако несмотря на действие достаточно большого количества налоговых льгот и преференций все чаще возникает вопрос относительно эффективности их применения. Дело в том, что в доле инновационных предприятий основное направление расходования денежных средств связано с расходами на НИОКР. Причем из года в год сумма расходов на НИОКР увеличивается, при этом растет и доля расходов, не давших положительного результата. Такая динамика обусловлена спецификой инновационной деятельности: среди 10 инновационных проектов 3 удавшихся можно считать хорошим результатом. Поэтому возможность эффективного налогового учета расходов на НИОКР представляется своевременной и экономически оправданной мерой.


Еще одной проблемой является не отсутствие льгот, а сложность их практического использования. Предприятиям намного проще работать без использования льготного режима, чем с определенной периодичностью доказывать налоговым органам право на использование льгот. Это связано с тем, что использование хозяйствующими субъектами налоговых льгот с позиции налоговых органов рассматривается как получение налоговой выгоды, что в дальнейшем влечет за собой проверку этого предприятия на предмет обоснованности применения налоговых льгот. Соотношение экономических выгод от возможного применения налоговых льгот (преференций) и рисков дополнительных проверок, а также прохождение через различные бюрократические процедуры вынуждает компании все чаще отказываться от использования налоговых льгот. Таким образом, действующая в настоящее время система администрирования и мониторинга налоговых льгот в пропорции время – выгода себя не оправдывает.