Комментарий к Федеральному закону от 26.07.2019 N 198-ФЗ


Федеральный закон № 198-ФЗ предусматривает возврат государственной пошлины за отправление правосудия в случае заключения мирового соглашения или достижения соглашения в рамках иных примирительных процедур по налоговым спорам.


Сумма государственной пошлины, подлежащей возврату, зависит от стадии судебного разбирательства, на которой было заключено соглашение. До принятия судом первой инстанции решения по существу возвращается 70 %, апелляционной инстанции – 50 %, в кассационной инстанции и в порядке надзора – 30 %. Государственную пошлину при заключении мирового соглашения, соглашения о примирении Верховным Судом РФ или судом общей юрисдикции теперь можно будет вернуть.


Международная консалтинговая группа ICG считает данные изменения безусловно позитивным этапом в формировании нормативной базы примирительных процедур по налоговым спорам, позволяющим частично либо полностью освобождать налогоплательщиков от судебных расходов в виде государственной пошлины. Вместе с тем, эти расходы не составляют большую часть тех издержек, которые несет налогоплательщик (по крайней мере для юридических лиц и предпринимателей), отстаивая свою позицию в суде, и, следовательно, вряд ли станет достаточно побудительным мотивом для примирения со стороны налогоплательщиков.


Полный возврат государственной пошлины более интересен в судебных спорах с участием физических лиц. В этих правоотношениях экономия на госпошлине будет ощущаться сильнее.
Напоминаем, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 18.07.2014 № 50 охарактеризовал границы применения примирительных процедур. Суд указал, что они мировое соглашение не может касаться объема налоговых обязательств налогоплательщика в силу публичности налоговых правоотношений. Скорректировать налоговые обязательства можно только путем установления обстоятельств, влияющих на порядок налогообложения. Также в рамках мирового соглашения может быть установлен особый порядок реализации налоговых обязательств налогоплательщиком в виде отсрочки или рассрочки уплаты налогов.


В настоящее время действие механизма примирения довольно ограничено и применяется крайне редко.