Новые сроки исковой давности – усиление давления на бизнес.


Верховный суд решил пересчитать срок исковой давности по налоговым преступлениям. В настоящее время срок исковой давности по налоговым правонарушениям исчисляется с момента неуплаты налогов. Это означает, что согласно нынешнего подхода преступление считается совершенным в тот день, когда истек срок уплаты налогов. И начиная с этого дня у правоохранительных органов есть два года для того, чтобы привлечь лиц виновных в неуплате налогов и сборов к ответственности. При этом для должностных лиц, не исполнивших обязанность по уплате налогов с организаций в особо крупном размере, предусмотрен десятилетний срок исковой давности.


Таким образом, на сегодняшний день наказание за уклонение от уплаты налогов и сборов грозит в течение двух либо десяти лет с даты совершения преступления. Напоминаем, что уголовная ответственность за налоговые преступления наступает с 16-летнего возраста. При этом под налоговую ответственность подпадают не только владельцы коммерческих компаний, но и индивидуальные предприниматели, а также нотариусы или адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.


По новым правил предлагается исчислять срок давности по налоговым преступлениям со дня выплаты долга государству. В проекте постановления Верховный суд предлагает считать налоговые правонарушения длящимися, а срок давности исчислять с момента прекращения преступной деятельности. По сути новый подход предполагает вести отсчет с даты добровольного погашения либо принудительного взыскания недоимки по налогам и сборам, а также страховым взносам.


Предложение Верховного суда вызвало широкий резонанс в экспертном сообществе и вызвало волну негодования. Предлагается еще раз обсудить правовые позиции в ходе доработки проекта.
Считаем, что принятие соответствующих поправок может означать по сути отмену срока исковой давности. Подобные обстоятельства приведут к тому, что срок давности фактически будет отсчитываться с момента возбуждения уголовного дела, а не совершения налогового правонарушения. Иными словами, пока на ком-то висит налоговая задолженность, преступление не закончилось и отсчет срока исковой давности не пошел. Между тем, предлагаемые разъяснения Верховного суда нарушают принцип правовой определенности, что может привести к необоснованному давлению на бизнес со стороны правоохранительных органов. Если основная идея нововведения заключается в пополнение доходов бюджета, то бюджет на предстоящую трехлетку сверстан с существенным профицитом. Да и собираемость налогов без подобных инициатив с каждым годом только растет. При этом порядка 20 – 25 % прироста не нефтегазовых доходов в бюджет обеспечивает эффективное налоговое администрирование. Применение цифровых технологий и аналитических инструментов в ФНС России позволило разработать стандарт по реализации отраслевых проектов пресечения схем получения необоснованной налоговой выгоды, благодаря чему и обеспечивается обеление различных отраслей экономики. Скорее всего это проявление иррационального в деятельности правоохранительных и судебных органов, которые настроены подозрительно в отношении бизнеса. Считаем, что подобные инициативы нерациональны и могут нанести существенный и непоправимый урон инвестиционному и деловому климату в стране, который только начинает восстанавливаться.