Налоговый маневр и рост цен на топливо


1. Проведение налогового маневра в нефтегазовой отрасли в период с 2019 года по 2024 год, предполагающее обнуление экспортных пошлин на нефть с последующим переносом налоговой нагрузки на НДПИ в период до 2021 года выявило определенные риски для инвесторов. Постепенное завершение налогового маневра, как предполагается, должно быть нейтрально для НПЗ, которые получат компенсацию за отмену «таможенного субсидирования» в виде механизма обратного акциза на нефтепродукты. Однако с учетом демпфирующего механизма практическая реализация налогового маневра может стимулировать рост цен на топливо на внутреннем рынке и повысить колебания денежных потоков НПЗ, что снизит их предсказуемость. Последнее связано с тем, что размер демпфера в начале каждого месяца неизвестно и самому НПЗ, что, в свою очередь, способно заставить инвестора задуматься о перспективах вложений в отрасль. Кроме того, как нам известно, платежи по демпферу способны менять свой знак, ведя себя скачкообразно, что в последствие осложняет прогнозирование денежных потоков НПЗ.


Таким образом, демпфер может существенно влиять на финансовые показатели нефтяных компаний и привести к снижению такого важного для инвестора показателя как EBITDA (показывает, сколько денег различные компании отрасли способны генерировать до их распределения на выплату налогов, процентов, а также амортизации), что может смутить инвесторов и снизить привлекательность вложений в отрасль. По всей видимости действующий механизм налогового маневра требует определенных изменений, о чем свидетельствуют дискуссии как на уровне органов государственной власти, так и в экспертном сообществе.