Международный налоговый форум.

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ СЕССИЯ с АНК: «Новые реалии предпроверочного анализа: налоговая профилактика или новые риски и обременения?»

В рамках Международного налогового форума Финансового университета при Правительстве РФ, Ассоциация налоговых консультантов провела стратегическую сессию посвященную теме: «Новые реалии предпроверочного анализа: налоговая профилактика или новые риски и обременения».

В качестве ключевого спикера выступил заместитель начальника Контрольного управления ФНС России, д.э.н., профессор Финансового Университета при Правительстве РФ – Константин Викторович Новоселов.
В своем выступлении Константин Новоселов обратил внимание на то, что современная система налогового контроля активно смещает свои акценты в сторону побуждения налогоплательщиков к уточнению своих налоговых обязательств в соответствии реальными показателями деятельности.
В качестве несомненного достижения внеконтрольных дополнительных налоговых поступлений он привел статистику за 2024 год. Согласно данным ФНС, за прошлый год общая доля поступлений по добровольно скорректированным (уточненным) налоговым обязательствам составила порядка 56% от общего объема дополнительных налоговых поступлений.
То есть, на лицо развития тренда паритета дополнительных поступлений по результатам классического налогового контроля и результата контрольно-аналитической работы. Важно, что внеконтрольные уточнения налоговых обязательств сокращают нагрузку как на государство путем экономии трудовых ресурсов, задействованных в контрольных мероприятиях, так и сокращают финансовую нагрузку на бизнес, путем экономии на штрафных санкциях.
Кроме того, несомненно система контрольно-аналитической работы позволяет бизнесу своевременно отреагировать на налоговые риски и без глобальных последствий (вплоть до банкротства и уголовного преследования) выровнять свои налоговые обязательства в соответствии с положениями налогового законодательства.
Константин Новоселов подчеркнул, что успешная контрольно-аналитическая работа базируется не только на многослойной информационной базе, но и на современных цифровых инструментах аналитической обработки информации и безошибочном формировании обоснованной позиции по наличию проблемных зон исполнения налоговых обязательств со стороны конкретных налогоплательщиков.

Член Правления Ассоциации налоговых консультантов, д.ю.н., профессор МГУ им. Ломоносова Юлия Александровна Крохина затронула тему целесообразности включения предпроверочного анализа в Налоговый кодекс РФ в качестве самостоятельной стадии налогового контроля.
По ее мнению, «в настоящее время назначение налоговой проверки фактически превращается в возбуждение производства по делу о налоговом нарушении. Во многом это связано с тем, что контроль перемещается на стадию предпроверочного анализа, процедуры которого не формализованы, а полномочия налоговых органов на этой стадии почти не ограничены.
В налоговой сфере применение риск-ориентированного подхода означает, что налоговый контроль (путем выездных проверок) надо осуществлять в отношении тех налогоплательщиков, по которым выше вероятность, что они совершают нарушения. И (или) в отношении тех налогоплательщиков, у которых потенциально больше суммы неуплаченных налогов. Это тоже важный вопрос: кого выбрать для проверки? Условного индивидуального предпринимателя, который относится к малому бизнесу, скорее всего, работает «в черную», показывая в отчетности 1% своих доходов, и в результате недоплачивает 50.000 руб. налогов? Или же надо проверить нефтяную компанию, которая старается соблюдать все требования закона, но даже неумышленное искажение ею налоговой базы на 0,1% может означать, что не уплачены налоги на десятки миллионов рублей?
Хочется верить, что критерии отбора налогоплательщиков для выездных проверок и порядок включения конкретного налогоплательщика в план проверок не отнесены к полному усмотрению налоговых инспекций и так или иначе урегулированы ведомственными нормативными актами. Однако акты эти недоступны для общего пользования. Проведение предпроверочного анализа упоминается во многих документах налоговой службы. В письме ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622, в частности, упомянуты рекомендации по вопросам проведения предпроверочного анализа налогоплательщика. Но самих этих рекомендаций в доступных нам источниках информации нет.»

Управляющий партнер Юридической фирмы «Формула согласия» Челноков Дмитрий Михайлович в своем выступлении отметил следующее:
«Развитие современных методов реализации властных полномочий позволяет налоговым органам охватывать все сферы деятельности налогоплательщиков. Появление новых способов осуществления контрольных функций неизбежно влечет за собой возникновение новых форм налогового контроля.
Анализ современной правоприменительной практики налогового законодательства показывает, что сегодня фактически уже сформировалась стадия налогового контроля, осуществляемая вне рамок проведения налоговых проверок. Данная стадия имеет все предпосылки и основания для нормативного закрепления в налоговом законодательстве.»

Партнер по налоговой практике Юридической компании «Белый дом» Вадим Валентинович Закиров поделился опытом по урегулированию налоговых рисков бизнеса при взаимодействии с налоговым органом на этапе побуждения налогоплательщика путем уточнения его действительных налоговых обязательств. А также путём формирования надлежащей доказательной базы в целях исключения рисков назначения выездной налоговой проверки.
Он отметил растущую роль ФРПВ в системе налоговых рисков и автоматизацию процессов определения «налоговых пробелов» у налогоплательщиков.

Важную мысль высказал налоговый консультант и автор ТГ-канала «Налоговые грабли» Кормушаков Юрий Валлиулович:
«Надо пересмотреть наше налоговое поведение таким образом, чтобы оно не создавало проблему инспектору.
Если в семейном бизнесе все члены семью имеют свой собственный бизнес- расскажите об этом внешнему наблюдателю.
Не стоит расчитывать, что проверенные механизмы оптимизации гарантируют безопасность, наоборот- они увеличивают риски.»

Светлана Алексеевна Колобкова, член Правления Ассоциации налоговых консультантов поделилась мнением о роли бухгалтерской службы на стадии предпроверочного анализа, а именно на этапе взаимодействия с налогоплательщиком через требования о представлении документов вне рамок проверок.
Она дала оценку основных ошибок, которые налогоплательщики допускают при формировании ответов на требования ФНС, а такжепредложены оптимальные решения при реагировании на требования.

Подводя итоги стратегической сессии, директор Ассоциации налоговых консультантов Владимир Саськов отметил не только растущие информационные, аналитические и технологические возможности налогового контроля и предпроверочного анализа, но сущностное изменение концепции налогового надзора, смещающегося с классических налоговых проверок в сторону профилактики налоговых нарушений в рамках допроверочных, контрольно-аналитических мероприятий.